Миф о Брендинге
На самом деле такой услуги, как «брендинг», просто не существует. И не существовало. Потому как это просто невозможно.

Как это было “у них”:
Усиление рыночной конкуренции заставило уйти с рынка производителей некачественной продукции. Остались компании со стандартным продуктом для массового рынка и компании с продуктом инновационным или эксклюзивом для потребителей-экспертов. На протяжении многих лет (пятидесяти -семидесяти) компании - “эксперты” тщательно следили за своим техническим, технологическим или организационным превосходством на рынке, а следовательно, по отношению к ним сложились определенные стереотипы восприятия, которые снижали риски, сопутствующие покупке данного товара.
Более того, не только и не столько рыночная конкуренция, но и сама культура бизнеса, не допускавшая непрофессионального подхода к любым аспектам деятельности компании, не позволяла выпускать просто продукт.

Если проанализировать историю развития известных (в том числе и по книгам и кейсам) марок, хорошая упаковка всегда сопутствовала продукту, а не была приобретена или произведена впоследствии, как бы “вдогонку”. Все было на уровне с самого начала. Развитие было обусловлено рыночной конъюнктурой и высокой культурой бизнеса, а также и “чувством прекрасного”, которое скорее относится к разряду врожденных, чем приобретенных при помощи наемных агентств.
В свою очередь рекламными агентствами производились работы по облечению реальных преимуществ продукта в аллегорические формы, либо донесение их при помощи метафоры, но никак не по формированию преимуществ (ценностей) продукта. Этот тип работ не входит в сферу их компетенций и сейчас.
Западные агентства можно условно разделить на рекламные (медийные) и упаковочные (включая разработку айдентики). Разрабатывать бренд берутся лишь те, кто работает с крайне неподготовленными российскими компаниями… В оригинале, если говорить о западных компаниях, брендинг был предоставлен им “по праву рождения”, то есть был всегда, не имел обозначения, а был исторически обусловленным условием вхождения компании на рынок. И никогда он не был некой отдельной “наукой”.
Само вхождение понятия “брендинг” в обиход спровоцировано не производственной (рыночной) необходимостью, а появилось в результате лихорадочной деятельности теоретиков, в ходе борьбы бизнес-школ и отдельных гуру за клиентов. Оттуда же вышло огромное количество бессмысленных, вымученных терминов: brand essense, brand DNA, lovemarks и т.п.

Как это происходит “у нас”:

Начитавшись западных книг (обычно хватает одной, но толстой), мы пытаемся сделать то, к чему наш бизнес-организм попросту не готов. Мы пытаемся результаты “их” почти что векового труда водрузить на основание совкового бизнеса. Про рыбу и зонтик, корову и седло, козу и баян… это все отсюда. Пока в обществе нет ни культуры, ни сопутствующего ей развитого вкуса, можно называть что угодно как угодно: от этого не изменятся ни смысл, ни результат.
Ведь это откровенная глупость: обращаться в агентство за тем, чтобы вам придумали (за Вас) то, чего у вас нет и никогда не было, но что должно вдруг появиться и стать панацеей от всех ваших бед. Брендинг, ребрендинг… чего? Мы пытаемся сделать конфетку из известного материала…

…И это будет продолжаться до тех пор, пока общество не походит по музеям и не приобретет хороший вкус, как советует Александр Васильев.

Материал опубликован: 26 / 01 / 2009 в 9:59. | Раздел: Брендинг, Практика
Комментариев: 7

Да ну? А вот скажите, Вы купите сок в простой белой коробке с простой надписью сок апельсиновый? Или предпочьтете купить аналогичный по цене продукт, на котором стоит известный бренд?
А потом скажите, чем сок тропикана отличается от J7, и оба они от появившегося недавно биотайм. А затем докажите, что брендинг тут и рядом не стоял:)

dls added these words on Feb 01 09 at 00:04

А Вы почувствуйте разницу между терминами “разовая покупка” и “лояльность”. И сами ответите на свои вопросы. Брендинг здесь действительно рядом не стоял.
Но если Вы о дизайне упаковки - то не стоит путать понятия “брендинг” и package design. В России присутствует только второе.

Сергей Славинский added these words on Feb 01 09 at 00:10

Вы сами и ответили. Лояльность. Она появляется. В тех же соках это прекрастно видно. Тот же нижний сегмент одинаковое дерьмо в разных марках, однако люди предпочитают какую-то конкретную.
Вот Вам еще один пример. Помните рекламу стиральных порошков, где фигурировал противовес в виде порошка обычного. Фактически, был создан бренд:), причем имеющий устойчивую репутацию, который вполне себе продавался…

dls added these words on Feb 01 09 at 12:42

Рекламу “Обычного порошка” знаю не понаслышке :-) Один из лучших ходов в российской рекламе, на мой взгляд. Но в рекламе. Успех этого порошка был обусловлен его ценой и такими же синими гранулами. Он просто отработал свое время - и канул в Лету. Разве это брендинг? Это кратковременное удовлетворение спроса на дефицитном рынке.

А вот по поводу устойчивой репутации и лояльности - я думаю здесь надо изучить подробнее. Дело в том что лояльность проявляется не в марке, а в стабильности ее предпочтения (в общепринятом здесь, в России, смысле - я с этим определением не согласен). А если между “брендированными” продуктами нет реальной разницы в качестве - то работает не брендинг, а мерчандайзинг.

Сергей Славинский added these words on Feb 01 09 at 13:48

Мне нравится ход ваших мыслей.

Делай качественный товар - потребитель сам разберется…

В СНГ увы, другая стратегия - “разовый” бренд отработав свое, кладется на полку, и запускается новый “однодневка”.

Вбухать в билборды и эфир миллионы выгоднее чем закладывать новые производственные линии и закупать качественное сырье…

Так что это тоже “брендинг”. но манипулятивный.

serge added these words on Feb 13 09 at 17:41

Согласна и несогласна. Согласна с тем, крупный бизнес в России пока для брендинга не созрел. Им бы денег урвать, не до бренда. Брендинг начинается тогда, когда собственник задумывается о том, что дороже денег. Не согласна с тем, что в преломлении бренда вы видите только товар.
Вот Вы любите Apple. За Iphone? за Mac? Или за то, что в Apple работают люди, которые понимают так же, как Вы, такие слова как дизайн, технологии, инновационность, за дух… игривости, что ли, за философию.
А брендинг в Росии будет развиваться не с FMCG сектора, не с масс-маркет. А с лучших представителей малого бизнеса, из b&b сектора. Ведь им приходится конкурировать с ценой, и давать взамен то, что дороже денег…
Согласна на 100% с последним абзацем. Бренд формируют лидеры компании, а не стороннее агентство. Но агентство может задать правильные вопросы в правильном порядке и выстроить бренд платформу на основании честных ответов фронт мена бизнеса. Опять же, я про малый бизнес, с собственником “крупняка” такой номер не прокатит
Что скажете?

Татьяна Жданова added these words on Sep 14 09 at 21:05

Мне, честно, все равно, какие люди работают в Apple и я покупал свой Mac не из-за этого, не из-за их философии, а из за внешнего вида, удачно высывающегося в интерьер и радующего глаз.
То, о чем Вы пишете - это backstage - тот внутренний мир, который позволяет создавать такие продукты. Но проблема в том, что он внутренний - а внешний - это соотношение цены и ценности - более ничего. Все остальное - это выдумки специалистов по маркетингу и брендингу.
Вы станете покупать гнилой помидор лишь потому, что его продает “хороший человек”? Нет. Но хороший помидор охотнее купите у него. И так во всем…

Сергей Славинский added these words on Sep 17 09 at 14:42



© Copyright Сергей Славинский, 2009. Санкт-Петербург, Россия. Все права защищены.